Терапевтическая сказка — это сказка, которая дает
взрослым способ подсказать детям выход из различных жизненных ситуаций или
подготовить к ним. В сказке воссоздаются аналогичные события, что позволяет
посмотреть на проблему со стороны и рассмотреть один или несколько вариантов ее
решения. Терапевтические сказки после
прочтения необходимо обсуждать с ребенком, задавать вопросы и искать
дополнительные совместные решения описанных событий.
Сказка
о том, как котенок Мур впервые пошел в детский сад
Однажды, когда
лето почти закончилось и первые желтые листья стали опускаться на асфальт, мама
котенка Мура сказала ему, что еще чуть-чуть — и он впервые пойдет в
детский сад. Котенок Мур, весело скакавший по кухне в ожидания обеда, от
удивления даже сел за стол и взял в лапку ложку:
— В
самый обычный, — улыбнулась мама, поставив перед Муром тарелку с супом.
— А что
же мне там делать, в этом детском саду? — котенок Мур поднес ложку ко рту,
но снова опустил ее в тарелку, возмущенно добавив:
— А кто
же будет с тобой дома играть?
На что мама
объяснила сыну, что пришло время ей выходить на работу.
С этого дня
в животе у Мура поселился тяжелый комок Тревоги. Бегал ли он по траве в погоне
за солнечным лучом, смотрел ли на кружащиеся листья, опускающиеся на землю,
строил ли замок из деревянных кубиков — комок в животе снова и снова не
давал покоя.
Мама котенка
Мура заметила, что он стал грустным и молчаливым. Она усадила его за стол,
налила в пузатые чашки чай, достала малиновое варенье и мягко спросила, почесав
его за ушком:
— Я
вижу, что ты в последнее время тревожишься. Ты чего-то боишься?
Мур
вздохнул:
— Все
думаю про этот детский садик… Что это за место такое? Там оставляют детей одних
навсегда? А что же я буду есть? Я ведь совсем не умею готовить. А кто же будет
рассказывать мне сказки?
— Конечно,
нет, — ответила мама серьезно. — Детки приходят туда утром, играют,
занимаются разными интересными делами: рисуют, лепят, вырезают, танцуют, спят.
Там есть специальные барышни — воспитатели. Они помогают деткам,
присматривают за ними, кормят. А вечером я или папа будем приходить и забирать
тебя домой. И ты будешь рассказывать нам обо всем, что произошло с тобой за
день.
— А
если мне не понравятся другие детки? Что если там будут и котята, и щенята, и
даже слонята?
— Я
думаю, что кто-нибудь из них тебе обязательно понравится.
— А
что, если я им не понравлюсь?
— Ты и
правда можешь кому-нибудь не понравиться. И это нормально — ты же не
шоколадка, чтобы нравиться всем. Но обязательно найдутся ребята, которые
захотят с тобой дружить. Ведь ты же замечательный — интересный, смелый,
умный!
— Не
такой уж я и смелый, — расстроился Мур, — Раз боюсь идти в детский
сад.
— Смел
не тот, кто ничего не боится, — сказала мама, усадив Мура к себе на коленки.
— Смел тот, кто уважает свой страх. Сначала мы пойдем туда вдвоем, на два
часа, и я буду рядом, если тебе понадобится моя помощь. Хорошо?
Котенок Мур
кивнул и зачерпнул ароматное варенье.
Часть 2.
Первая встреча
Когда Мур и мама пришли в детский сад в первый раз,
он, конечно, очень волновался. Так волновался, что даже сначала надел левый
ботинок на правую ногу. Мама была рядом и помогла котенку справиться с этой
неудачей.
Детский сад оказался небольшим домом, в котором была
комната, где их встретила симпатичная кошка-воспитательница — Снежанна
Барсиковна, с ног до головы одетая в белое, а также много разных маленьких
зверят. Мур растерялся, оглядывая веселящуюся толпу детворы. Здесь были и
котятки, и щенятки, и лисятки, и даже один слоненок, сидящий в углу комнаты в
одиночестве, держащийся за синий мяч.
«Ну, все,
— подумал Мур и испуганно сглотнул. — Здесь слоненок. Как я и думал.
Ужас какой-то!».
Он так
разволновался, что почти заплакал, но тут почувствовал на плече мамину руку.
Она улыбнулась ему теплой и ободряющей улыбкой, и ужас рассеялся.
«Что я, в
самом деле, — решил Мур. — Вот же мама. Можно немного осмотреться, а
если что — вернуться к ней».
Подумав так, Мур усадил маму на стул и, постоянно
проверяя не ушла ли она, решился немного осмотреться вокруг.
Он прошел мимо играющих с солдатиками зайчат и щенят,
у которых разразилась настоящая битва. Далее была группа девочек-кошечек,
играющих в кукол, которые с любопытством посмотрели на Мура и даже крикнули:
«Привет! Тебя как зовут?». Он улыбнулся, назвал свое имя и пошел дальше. В
животе его, вместо холодного комка Тревоги, разливалось теплое Любопытство и
Нетерпение увидеть все и всех. Многие ребята приветствовали его и приглашали
поиграть с ними, кто-то смущался так же, как и Мур. Он задерживался то у одной,
то у другой группы, с удовольствием принимая участие в играх, а потом шел
дальше. Вскоре Мур даже забыл, что его мама где-то там, на стульях, терпеливо
ждет его, готовая прийти на помощь, если понадобится.
Он
познакомился уже со всеми, кроме слоненка, который так и сидел в углу с большим
синим мячом. Мур выдохнул, набираясь смелости, чтобы подойти и к нему.
«Ладно, ладно, — подбадривал он себя,
приближаясь к углу комнаты. — Не такой уж он и страшный. Подумаешь
— слоненок. Что я, слонят не видел, что ли? У меня есть когти, и бегаю я
быстро, ему меня ни за что не догнать! Вот это у него нос! …».
Подойдя к
слоненку, Мур до того разволновался, что его приветствие прозвучало очень
грозно:
— Я
Мур, а ты кто такой?
Слоненок от
неожиданности икнул и со страхом посмотрел на решительного, взъерошенного Мура:
— Ой,
— прозвучал его тихий и немного простуженный голос. — Ой, испугал
меня. Я только первый день пришел, сижу тут один, а ты меня испугал.
Мур очень
удивился: как это, такой большой слоненок и испугался такого маленького
котенка. Он так сильно удивился и сразу почувствовал, что слоненок очень даже
симпатичный: «Он волнуется так же, как и я!».
Мур сел
рядом:
— А я
тоже первый день, — сказал он. — А ты чего тут один сидишь, ни с кем
не играешь?
— Здесь
же нет больше ни одного слоненка! С кем же мне играть? Никто не захочет дружить
со мной.
— У меня здесь тоже пока нет друзей. Может, ты захочешь дружить со
мной?
— Очень
хочу, — обрадовался слоненок. — Меня зовут Тру. Давай поиграем в мяч?
— Хорошо,
— поднялся Мур. — А тебе можно бегать? У тебя голос простуженный.
— Да
это из-за носа! — засмеялся Тру, как маленькая труба, поднимаясь и
передавая мяч Муру.
С помощью
длинного хобота слоненка Тру они строили самую высокую башню из кубиков на
зависть всем ребятам, когда мама Мура подошла к нему и сказала, что два часа
закончились и им пора идти домой.
— Слушай,
мама, — ответил Мур, с трудом отрываясь от башни. — Ты же говорила,
что будешь забирать меня вечером. Я слышал, что здесь после сна дают запеканку.
Очень мне хочется узнать, что это такое. И еще поиграть с Тру. Может, я
останусь, и ты заберешь меня потом? Покажи мне только на стрелках часов, когда
ты за мной придешь.
Мама Мура
сказала ему, что когда большая стрелка часов будет на 12, а маленькая — на
4, то она придет за ним. И он согласился, обнял ее и побежал играть дальше.
Башня ведь сама себя не построит!
А потом он
обедал вместе с Туром. Затем они все вместе легли спать и после сна ели ту
самую запеканку, которая очень понравилась Муру.
А когда они
играли на улице, мама пришла за котенком Муром. И он очень удивился, потому что
ему было так интересно и весело, что он совершенно забыл смотреть на стрелки
часов.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Знаешь ли
ты, что такое детский сад? Для чего он? Что там делают?
2. Как ты
думаешь, почему котенок Мур не хотел идти в детский сад?
3. Как ты
думаешь, что ждет тебя в детском саду?
4. Как ты
думаешь, что значит «уважать свой страх»?
5. Как бы
еще Мур мог подружиться с другими детками в детском саду? Что он мог бы им
сказать?
6. Бывает ли
так, что ты боишься первым познакомиться с новыми ребятами? Что помогло Муру
справиться со своими страхами? Могло бы это помочь и тебе?
7. Как ты
думаешь, почему слоненок Тру сидел в одиночестве и ни с кем не играл?
8. Чем
котенку Муру понравился детский сад?
9. Как ты
думаешь, что будет в детском саду особенно интересным для тебя?
Комментариев нет:
Отправить комментарий