понедельник, 5 сентября 2016 г.

Сказка о том, как котенок Мур впервые пошел в детский сад





    Терапевтическая сказка — это сказка, которая дает взрослым способ подсказать детям выход из различных жизненных ситуаций или подготовить к ним. В сказке воссоздаются аналогичные события, что позволяет посмотреть на проблему со стороны и рассмотреть один или несколько вариантов ее решения. Терапевтические сказки после прочтения необходимо обсуждать с ребенком, задавать вопросы и искать дополнительные совместные решения описанных событий.
Сказка о том, как котенок Мур впервые пошел в детский сад
  Однажды, когда лето почти закончилось и первые желтые листья стали опускаться на асфальт, мама котенка Мура сказала ему, что еще чуть-чуть — и он впервые пойдет в детский сад. Котенок Мур, весело скакавший по кухне в ожидания обеда, от удивления даже сел за стол и взял в лапку ложку:
— В какой еще детский сад? — спросил он.

— В самый обычный, — улыбнулась мама, поставив перед Муром тарелку с супом.
— А что же мне там делать, в этом детском саду? — котенок Мур поднес ложку ко рту, но снова опустил ее в тарелку, возмущенно добавив: 
— А кто же будет с тобой дома играть?
На что мама объяснила сыну, что пришло время ей выходить на работу.
  С этого дня в животе у Мура поселился тяжелый комок Тревоги. Бегал ли он по траве в погоне за солнечным лучом, смотрел ли на кружащиеся листья, опускающиеся на землю, строил ли замок из деревянных кубиков — комок в животе снова и снова не давал покоя.
Мама котенка Мура заметила, что он стал грустным и молчаливым. Она усадила его за стол, налила в пузатые чашки чай, достала малиновое варенье и мягко спросила, почесав его за ушком:
— Я вижу, что ты в последнее время тревожишься. Ты чего-то боишься?
Мур вздохнул:
— Все думаю про этот детский садик… Что это за место такое? Там оставляют детей одних навсегда? А что же я буду есть? Я ведь совсем не умею готовить. А кто же будет рассказывать мне сказки?
— Конечно, нет, — ответила мама серьезно. — Детки приходят туда утром, играют, занимаются разными интересными делами: рисуют, лепят, вырезают, танцуют, спят. Там есть специальные барышни — воспитатели. Они помогают деткам, присматривают за ними, кормят. А вечером я или папа будем приходить и забирать тебя домой. И ты будешь рассказывать нам обо всем, что произошло с тобой за день.
— А если мне не понравятся другие детки? Что если там будут и котята, и щенята, и даже слонята?
— Я думаю, что кто-нибудь из них тебе обязательно понравится.
— А что, если я им не понравлюсь?
— Ты и правда можешь кому-нибудь не понравиться. И это нормально — ты же не шоколадка, чтобы нравиться всем. Но обязательно найдутся ребята, которые захотят с тобой дружить. Ведь ты же замечательный — интересный, смелый, умный!
— Не такой уж я и смелый, — расстроился Мур, — Раз боюсь идти в детский сад.
— Смел не тот, кто ничего не боится, — сказала мама, усадив Мура к себе на коленки. — Смел тот, кто уважает свой страх. Сначала мы пойдем туда вдвоем, на два часа, и я буду рядом, если тебе понадобится моя помощь. Хорошо?
Котенок Мур кивнул и зачерпнул ароматное варенье.
Часть 2. Первая встреча
   Когда Мур и мама пришли в детский сад в первый раз, он, конечно, очень волновался. Так волновался, что даже сначала надел левый ботинок на правую ногу. Мама была рядом и помогла котенку справиться с этой неудачей.
Детский сад оказался небольшим домом, в котором была комната, где их встретила симпатичная кошка-воспитательница — Снежанна Барсиковна, с ног до головы одетая в белое, а также много разных маленьких зверят. Мур растерялся, оглядывая веселящуюся толпу детворы. Здесь были и котятки, и щенятки, и лисятки, и даже один слоненок, сидящий в углу комнаты в одиночестве, держащийся за синий мяч.
«Ну, все, — подумал Мур и испуганно сглотнул. — Здесь слоненок. Как я и думал. Ужас какой-то!».
Он так разволновался, что почти заплакал, но тут почувствовал на плече мамину руку. Она улыбнулась ему теплой и ободряющей улыбкой, и ужас рассеялся.
«Что я, в самом деле, — решил Мур. — Вот же мама. Можно немного осмотреться, а если что — вернуться к ней».
Подумав так, Мур усадил маму на стул и, постоянно проверяя не ушла ли она, решился немного осмотреться вокруг.
  Он прошел мимо играющих с солдатиками зайчат и щенят, у которых разразилась настоящая битва. Далее была группа девочек-кошечек, играющих в кукол, которые с любопытством посмотрели на Мура и даже крикнули: «Привет! Тебя как зовут?». Он улыбнулся, назвал свое имя и пошел дальше. В животе его, вместо холодного комка Тревоги, разливалось теплое Любопытство и Нетерпение увидеть все и всех. Многие ребята приветствовали его и приглашали поиграть с ними, кто-то смущался так же, как и Мур. Он задерживался то у одной, то у другой группы, с удовольствием принимая участие в играх, а потом шел дальше. Вскоре Мур даже забыл, что его мама где-то там, на стульях, терпеливо ждет его, готовая прийти на помощь, если понадобится.
  Он познакомился уже со всеми, кроме слоненка, который так и сидел в углу с большим синим мячом. Мур выдохнул, набираясь смелости, чтобы подойти и к нему.

 «Ладно, ладно, — подбадривал он себя, приближаясь к углу комнаты. — Не такой уж он и страшный. Подумаешь — слоненок. Что я, слонят не видел, что ли? У меня есть когти, и бегаю я быстро, ему меня ни за что не догнать! Вот это у него нос! …».
  Подойдя к слоненку, Мур до того разволновался, что его приветствие прозвучало очень грозно:
— Я Мур, а ты кто такой?
  Слоненок от неожиданности икнул и со страхом посмотрел на решительного, взъерошенного Мура:
— Ой, — прозвучал его тихий и немного простуженный голос. — Ой, испугал меня. Я только первый день пришел, сижу тут один, а ты меня испугал.
   Мур очень удивился: как это, такой большой слоненок и испугался такого маленького котенка. Он так сильно удивился и сразу почувствовал, что слоненок очень даже симпатичный: «Он волнуется так же, как и я!».
Мур сел рядом:
— А я тоже первый день, — сказал он. — А ты чего тут один сидишь, ни с кем не играешь?
— Здесь же нет больше ни одного слоненка! С кем же мне играть? Никто не захочет дружить со мной.
— У меня здесь тоже пока нет друзей. Может, ты захочешь дружить со мной?
— Очень хочу, — обрадовался слоненок. — Меня зовут Тру. Давай поиграем в мяч?
— Хорошо, — поднялся Мур. — А тебе можно бегать? У тебя голос простуженный.
— Да это из-за носа! — засмеялся Тру, как маленькая труба, поднимаясь и передавая мяч Муру.
  С помощью длинного хобота слоненка Тру они строили самую высокую башню из кубиков на зависть всем ребятам, когда мама Мура подошла к нему и сказала, что два часа закончились и им пора идти домой.
— Слушай, мама, — ответил Мур, с трудом отрываясь от башни. — Ты же говорила, что будешь забирать меня вечером. Я слышал, что здесь после сна дают запеканку. Очень мне хочется узнать, что это такое. И еще поиграть с Тру. Может, я останусь, и ты заберешь меня потом? Покажи мне только на стрелках часов, когда ты за мной придешь.
  Мама Мура сказала ему, что когда большая стрелка часов будет на 12, а маленькая — на 4, то она придет за ним. И он согласился, обнял ее и побежал играть дальше. Башня ведь сама себя не построит!
  А потом он обедал вместе с Туром. Затем они все вместе легли спать и после сна ели ту самую запеканку, которая очень понравилась Муру.
  А когда они играли на улице, мама пришла за котенком Муром. И он очень удивился, потому что ему было так интересно и весело, что он совершенно забыл смотреть на стрелки часов.
Примерные вопросы для обсуждения: 
1. Знаешь ли ты, что такое детский сад? Для чего он? Что там делают? 
2. Как ты думаешь, почему котенок Мур не хотел идти в детский сад? 
3. Как ты думаешь, что ждет тебя в детском саду?
4. Как ты думаешь, что значит «уважать свой страх»?
5. Как бы еще Мур мог подружиться с другими детками в детском саду? Что он мог бы им сказать? 
6. Бывает ли так, что ты боишься первым познакомиться с новыми ребятами? Что помогло Муру справиться со своими страхами? Могло бы это помочь и тебе?
7. Как ты думаешь, почему слоненок Тру сидел в одиночестве и ни с кем не играл?
8. Чем котенку Муру понравился детский сад? 
9. Как ты думаешь, что будет в детском саду особенно интересным для тебя?

Комментариев нет:

Отправить комментарий