пятница, 2 сентября 2016 г.


Как же сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?

 
 
       В  первый день ребенок с радостью пошел в детский сад, не плакал, когда мама уходила, спокойно играл с другими детьми. Но уже буквально на следующий день малыш не отпускает маму, плачет, неадекватно реагирует на какие-либо слова. Это абсолютно естественно и нормально. Ребенок вступает в стадию адаптации – приспособления к изменившимся условиям его жизни. От того как протекает процесс адаптации, зависит дальнейшее отношение ребенка к детскому саду.
       Адаптация считается легкой, если она проходит в течение 1-2 недель. Адаптация сроком до 2-х месяцев – в пределах нормы. Если после 3-х месяцев посещения садика ребенок продолжает себя вести «как в первый день», то речь идет о тяжелой адаптации. В таком случае требуется помощь психолога.
        Для ребенка детский сад – это серьезное испытание. Он попадает в совершенно незнакомое для него место: где нет  родных и близких; где действует определенный распорядок дня, отличный от домашнего; где вокруг всегда много сверстников.
      Самый большой страх ребенка в адаптационный период – это то, что за ним никто не придет. Ни в коем случае нельзя спекулировать этим страхом! Нельзя наказывать ребенка, угрожая тем, что вы заберете его из садика последним, или отдадите воспитательнице.
         Ваш настрой также очень важен для адаптации ребенка. Если ребенок видит, что мама сама чуть не плачет, оставляя его в садике, то и он тоже начнет переживать и волноваться.
        Родители всем своим видом должны показывать, что они спокойны, так как знают, что с малышом в садике ничего плохого не может случиться.
Как же сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? Необходимо...
 

 
 


·        Заранее познакомиться с условиями ДОУ и приблизить к ним условия воспитания в семье (режим дня, характер питания).

·        Первое время лучше не оставлять ребенка в детском саду на полный день.

·        Важно научить ребенка общаться со сверстниками (поделиться игрушкой, поблагодарить). Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.

·       Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.

·        Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

·        Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.

·       Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
·        Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить Вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик.

·      Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда придете, и уходите. Воспитатель примет все меры, чтобы успокоить и отвлечь вашего ребенка.  Дети, которые плачут при расставании с мамой, не редкость. Прежде чем решать, что делать в таких ситуациях, необходимо узнать у воспитателей, что бывает после ухода родителя.  Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания, придумать новые ритуалы. Договоритесь, что ребенок будет махать маме рукой из определенного окна (к нему ведь еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей). Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в отсутствие мамы, следят за временем в ожидании возвращения. Если мамы нет рядом, у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми – все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. В этом случае именно мама должна изменить свое внутреннее состояние. Полезно заранее, приучать ребенка к расставанию, провоцируя такие ситуации, когда малыш сам захочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а вам нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, просите что-нибудь сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам. Ну и, конечно, не забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет.
·        Планируйте свою жизнь с учетом интересов малыша.

·        Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность “подстроиться” под особенности адаптации малыша.

·        Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде Вам дорог и любим. В период адаптации усиленно эмоционально поддерживайте  его. Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.  Чаще обнимайте его и целуйте.

·        Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи,  за его непослушание.

·        В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом!

·        Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.

·        Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально нужно приблизить меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните перекусы между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если  у вас ребенок, который хорошо кушает, но его что-то не устраивает в еде, ее объемах или в сочетании блюд. А, возможно, ребенок ел дома под бабушкины сказки и ему просто не хватает привычных стимулов. Помогите воспитателям в этом разобраться и вместе поищите выход из ситуации. В любом случае стоит запретить кормить ребенка силой или запугивать. Попросите воспитателя без каких-либо комментариев убирать со стола тарелку, когда закончилось время обеда. Если взрослые не будут акцентировать внимание на еде, а позволят малышу самому решать, голоден он или нет, аппетит, возможно, вернется сам собой.

Желаем вашему малышу легкой адаптации и много счастливых минут в стенах нашего детского сада!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий