Научить ребенка принимать поражение —
не просто один из элементов воспитания. Пожалуй, отношение
к успехам и неудачам определит очень многие будущие поступки
и серьезно повлияет на взрослую жизнь. Итак, как привить ребенку
столь важный социальный навык?
Личный пример
Дети склонны
копировать поведение родителей, причем подражают больше действиям
и реакциям, нежели словам. Вы можете сколько угодно рассуждать
о достойном принятии поражения, но если вы сами
не научились проигрывать, ребенок не сможет постичь это искусство. Отслеживайте свое собственное поведение,
эмоции, объективность высказываний. Играя с ребенком, уважайте его
как равноценного противника. Пожмите
ему руку в конце игры или поблагодарите за игру. Получайте
наслаждение от самого процесса игры и проявляйте его, показывая, что
в игре гораздо более интересен процесс, а не результат. Если
вы что-то делаете со вкусом и аппетитом, дети рано
или поздно начинают подражать вам. Подумайте, а что значит
выигрыш для вас лично? Основная цель и стремление доказать всему
миру, что вы лучше всех, или просто один из возможных исходов
увлекательного процесса игры?
Любовь и поддержка
В дошкольном возрасте
для ребенка крайне важна поддержка авторитетных для него людей (как
правило, родителей). Если
ребенок уверен в вашей безусловной любви, ему гораздо легче справиться
с неприятными жизненными ситуациями и неудачами. Зная, что мама любит
его вне зависимости от его успехов или неудач, проигрыш
для ребенка не превращается во вселенскую катастрофу.
Когда ребенок
выигрывает, хвалить его несложно, гораздо сложнее сохранять объективность
и мягкость в случае проигрыша. Объясняйте
ему, что проигрыш — это своего рода урок. Учите ребенка объективно
анализировать свои ошибки в игре, чтобы впредь их не допускать.
Пусть ребенок привыкает к мысли, что иногда проиграть, то есть
получить отрицательный опыт, — может быть очень полезным, чтобы было куда
расти, учитывать в будущем ошибки, учиться применять разнообразные
варианты, помогающие «быстрее-выше-сильнее» достичь результата.
Не спешите сразу после проигрыша утешать ребенка, дайте ему немного
времени свыкнуться с мыслью о том, что он в данный момент
времени не оказался «самым лучшим», а спустя некоторое время спокойно
поговорите с ним, делая акцент не на эмоциях, а на действиях,
и на причинах, которые помешали добиться победы.
Играя
с ребенком, давайте ему возможность и выиграть, и проиграть.
Ни в коем случае не играйте с ребенком «в поддавки»
(если это, конечно, не шашечная игра:)). Иначе, если он всегда
выигрывает в состязании с вами, то любые проигрыши
со сверстниками могут стать для него личной трагедией.
Верьте в своего ребенка. Просто
верьте и все, без причины. Человек может совершить невозможное, если
чувствует, что кто-то близкий верит в его успех. Японский детский психолог Масару Ибука рассказывает такую
историю:
«Как-то доктор Сузуки рассказал мне об ученике,
которого он встретил в провинциальной музыкальной школе. Ребенок
считался совершенно безнадежным. Он играл на скрипке ужасно, никто
не мог помочь ему. “Ты поиграешь мне?” — спросил доктор Сузуки.
Это было очень плохое исполнение, но доктор похвалил ребенка:
“Замечательно, замечательно”, — и добавил: “А я играю это
так. Как ты думаешь, у тебя получится так же?” —
“Получится”, — ответил мальчик и снова взялся за скрипку, стараясь
изо всех сил. И что поразительно, у него стало получаться
лучше».
Правила игры
Дошколятам очень нравится выигрывать. До такой
степени, что любое будничное действие легко превращается в состязание.
Например, кто быстрее застегнет все пуговицы, кто кого догонит по пути
на детскую площадку и т.п. Особенно состязательный характер общения
проявляется в детском коллективе.
Стремясь выиграть, ребенок легко меняет правила игры
на ходу, а проиграв, может швырять предметы, толкать противников
и т.п. Какие правила игры нужно завести и следовать им?
Если ребенок проиграл, разрешайте
ему выплескивать эмоции, это очень важно! Можно потопать ногами, покричать,
попрыгать или пробежаться. Но договоритесь, что в выплеске агрессии
не должны страдать другие люди.
Формулируйте правила игры таким
образом, чтобы дети понимали: главное участие и процесс. Например, «каждый, кто добежал
до финиша, уже победитель» или «каждый, кто играл, уже выиграл». Научитесь
сами и учите ребенка правильно распределять ответственность
за поражение. Ведь оно зависит от многих факторов: невнимательность,
непрофессионализм, везение, страх и т.п. Во время коллективных игр
следите за тем, чтобы проигравшие не чувствовали себя изгоями.
Не обязательно так уж четко следовать правилам игры и заставлять
проигравших «выбывать». Предложите альтернативу, пусть проигравшие почувствуют,
что проиграть может каждый, и это не означает его ущербность.
Пробуждайте интерес к игре или спортивным соревнованиям. Это лучший
педагогический прием. Если ребенок прежде всего заинтересован в игре,
и только потом в результате, любые неудачи будут легко преодолимы.
Как известно, «чтобы воспитать ребенка,
нужно сначала воспитать себя».
Но это занятие по-настоящему увлекательно!
А быть родителем — самый благодарный
на свете труд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий