воскресенье, 22 ноября 2015 г.

«Мультипликационные фильмы как средство нравственного развития детей дошкольного возраста»

 
«Все дети, послушные или капризные, спокойные или живые по своему

характеру поведения буквально взяты в плен мультипликацией...»

Лоренца Лорензини 

Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и мультипликационные фильмы. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания.

 
 
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению.  Многие мультики поучительны, подсказывают малышу как было бы лучше поступить в той или иной ситуации; рассказывают ему о том, что бывает с теми кто дразнится, ябедничает, жадничает. Таким образом, словно предостерегают ребенка от попадания в подобную ситуацию (будешь делиться с ближним с тобой будут дружить, а значит, не обидят и т.д.). Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Если смотреть на мультфильм с этой стороны то он совсем не кажется вредным, а даже напротив. Анимационный фильм словно помогает родителю в воспитании. Детям же дает небольшой жизненный опыт на примере героев.
 Таким образом, мультфильм это эффективное средство воспитания ребёнка. Но, почему всё больше родителей испытывают сомнения по поводу пользы и безопасности для своих детей современного TV. И эти опасения не безосновательны! Большая часть  мультпродукции для  детей не безвредна. Ребенок, смотрящий мультфильм, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой и страхи.
        Просмотр мультфильмов наиболее распространённое занятие детей, начиная с раннего возраста. По проведенному мною опросу родителей  об особенностях досуга детей дома, от 20 до 40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана, при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. Именно мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения. Просмотр мультфильмов носит в наши дни своего рода «тотально-веерный» характер: новый полнометражный мультфильм или мультсериал, смотрят практически все в одно время, в кинотеатрах и по телевизору, на дисках или в Интернете. Таким образом, большинство детей дошкольного возраста оказываются включенными в просмотр одних и тех же мультфильмов. Они становятся темой для обсуждения в группе сверстников, сюжетом игры и средством приобщения ребёнка к культуре.
Следует подчеркнуть особую чувствительность дошкольников к информационной продукции. Они не просто воспринимают ту или иную информацию, они формируются и развиваются в атмосфере определённой детской субкультуры, созданной взрослыми. В этот период закладываются базовые представления о мире, первичные эстетические и этические инстанции, общие установки, складывается отношение к себе и другим людям. Любые впечатления, в особенности художественные, оказывают определённое влияние на становление основ личности ребёнка.
Информационные продукты для детей, к которым относятся, прежде всего, мультфильмы, могут стать эффективным средством детского развития, а могут деформировать или затормозить его. В особенности это относится к детям младенческого и раннего дошкольного возраста.  Как показал наш опрос, современные дети в среднем начинают смотреть мультфильмы в  1 год 6 месяцев – 2 года. При этом малыши смотрят те фильмы, которые по своему содержанию и художественным характеристикам совершенно не соответствуют интересам и возможностям детей раннего возраста («Тачки», «Винкс», «Фиксики», «Маша и медведь», «Ну, погоди!», «Том и Джерри» и пр.).
Для того чтобы найти ответ на вопрос о том, интересует ли родителей проблема соответствия, показываемых мультфильмов, возрасту ребенка, нами был сформулирован следующий вопрос «Как Вы считаете, должны ли родители контролировать просмотр детьми мультфильмов и передач, даже если они предназначены для детей?». Ответы распределились так, да-35 %, не знаю-65%, нет-5%. Очевидно, что вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит – если малыш смотрит, значит ему интересно. Мультфильм воспринимается взрослыми как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста.
Согласно результатам опроса были получены данные о том, что просмотр мультфильмов используется как «родительская передышка». В моменты такой «передышки», ребенок помещается перед экраном, а у родителей возникает возможность заняться своими делами («ребенок смотрит мультфильмы один или со взрослым: один - 73%, взрослым - 27%). Все это делает невозможным обсуждение просмотренного, т.к. зачастую родители не используют в воспитании ребенка совместный просмотр и обсуждение увиденного  («Устраиваете ли Вы совместные с ребенком просмотры мультфильмов  с последующим обсуждением? Часто-19%, редко-69%, никогда-12%)    Кроме этого даже после однократного просмотра не помнят, о чем был фильм («Вы можете пересказать сюжет и объяснить смысл этих мультфильмов? да- 58% не совсем-40 %, нет-2%).
Нужно отметить, что неконтролируемый и продолжительный просмотр любых видеоматериалов маленькими детьми наносит существенный вред их здоровью и развитию детей и является источником многих проблем. Среди них: недоразвитие высших корковых функций; торможение собственной активности ребёнка; нарушение речи; отсутствие саморегуляции; гиперактивность, аутизация, появлений признаков невротизации и пр.
     В последнее время мы все чаще сталкиваемся с такими серьёзными проблемами как «экранная аддикция», когда ребенка невозможно «оторвать» от мультфильмов, и он готов смотреть их целыми днями. При вынужденном «отрыве» от экрана ребёнок чувствует опустошение, закатывает истерики и успокаивается, только при возвращении к телевизору. Это действительно опасное явление, которое парализует волю ребёнка и отрывает его от игры, рисования, конструирования и других развивающих видов деятельности.
Все чаще встречается «мультипликационное опустошение», когда после длительного просмотра в поведении ребенка отмечается апатия, депрессия, снижение общего тонуса и т.п. Все эти симптомы являются следствием пренебрежительного отношения родителей к возрастным особенностям детей и отсутствие возрастной психологической экспертизы.
И психологи, и педиатры единодушно настаивают на том, что  любая видеоинформация для детей  раннего  возраста наносит вред здоровью и развитию.  После 3-х лет, когда ребёнок уже владеет речью, начинает самостоятельно играть и постигать социальную ситуацию, мультфильмы могут использоваться как средство развития и знакомства с миром. В этой связи особое значение приобретает вопрос о необходимости контролирования просмотр мультфильмов  взрослыми.  Так опрошенные родители дошкольников на вопросы анкеты ответили следующим образом: «Какие мультфильмы любит больше всего смотреть  ваш ребёнок?» 67% ответили - зарубежные мультфильмы, 12%- советские, 21% - российские (современные). Из данных ответов очевидно: родители считают, что их дети отдают предпочтение иностранным мультфильмам. Взрослые занимают в данном процессе пассивную позицию, не оказывают собственного влияния. Дети, в свою очередь, сами определяют героев для подражания, копируя их поведение и поступки.  Анализ при беседе с детьми показал, что 58% детей любят смотреть зарубежные мультфильмы, 15%- советские, 27% – современные российские. Сравнивая ответы родителей и детей, наглядно можно увидеть то, что в целом родители понимают предпочтения своих детей, но в незначительной мере контролируют выбор и время просмотра мультфильмов.
 Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, герои мультфильмов  становятся для них объектами  идентификации и образцом для подражания. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей книг и фильмов для детей очевидна. Эти персонажи могут стать носителями моральных эталонов – как положительных, так и отрицательных. Для детского произведения (в отличие от взрослого) важна однозначность и чёткость моральных характеристик - «плохой» герой должен отличаться от «хорошего» и вызывать соответствующие оценки. Известно, что дети часто подражают героям фильмов, воспроизводят их действия и поступки – как в игре, так и в реальном поведении. Через такое воспроизведение они осознают себя и нормы поведения, присваивают определённые моральные нормы.
Так на вопрос "Кто твой любимый мультгерой?" были получены следующие ответы: Бетмен, Черепашки–ниндзя и Трансформеры - 43%, Молния Маквин – 12%,  Феи - волшебницы Винкс, Русалочка - 38%, Рапунцель – 4%,  Маша – 17%, Губка Боб – 12%, Лунтик – 9%, Фиксики – 7%, Герои советских мультфильмов - 6%. Выводы: дети хотят быть наделёнными дополнительными силами, чтобы спасать мир, что доказывает отвлеченность дошкольников от реального мира, копируют своих любимых героев (поведение, речь, одежда). При этом совсем не обязательно это может быть однозначно положительный герой.
Но в отечественных фильмах, если какой-либо персонаж совершает недостойный поступок, то получает заслуженное осуждение со стороны других. Для ребёнка понятна суть проступка и его осуждение со стороны других персонажей и авторов фильма. Во многих современных мультфильмах девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
Проведенная нами беседа с детьми старшего дошкольного возраста позволила составить перечень мультфильмов, которые им нравятся и которые они чаще смотрят. Это: «Шрек», «Лего-герои», «Винкс», «Бетмен», «Маша и медведь», «Черепашки Нинзя», «Трансформеры»,
Когда детей спросили, почему они смотрят эти мультфильмы, они давали примерно одинаковые ответы: "Потому что там постоянно новые серии", "Потому что я их люблю", «Это круто», но о положительных качествах мультика они не вспоминал.
Нежелательными с точки зрения морального развития можно считать те произведения, в которых моральные эталоны размыты и не определены. Например, когда симпатичный, привлекательный для детей персонаж, совершает аморальные, неприемлемые поступки. В качестве примера можно привести мультсериал «Маша и медведь», где симпатичная девочка Маша бывает крайне эгоистичной, равнодушной и даже жестоко. Причём эти поступки не являются предметом критического отношения или осуждения. Подобные фильмы не могут быть рекомендованы для детей дошкольного и возраста.
Ценная предпосылка нравственного развития – готовность маленького человека сопереживать, наделять все окружающее своими чувствам и представлениями, переносить себя в иное. Идентификация в форме сочувствия – самая типичная для ребенка форма отождествления себя с другими.  Потенциальная возможность фильма вызвать у ребёнка сопереживание героям, чувство общности с ними и вместе пережить разные коллизии, безусловно связана с нравственным развитием. В свою очередь, фильмы, не вызывающие эмоционального отклика ребёнка, его соучастия в происходящим, или вызывающие ненависть, злорадство, можно считать бесполезным и даже вредным. Очень важно заложить в сознание маленького ребёнка ценность сопереживания добру, взаимовыручке, прощению и пониманию другого. Ведь именно в детстве человек постигает и присваивает эти общечеловеческие ценности. В хороших мультфильмах (в основном советских) добро благотворно влияет на формирующуюся психику ребёнка. Конечно, среди героев может быть и отрицательный персонаж, который стал таким, потому что никто его не любил, не дружил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, когда отрицательные персонажи подаются в юмористической форме, что уравновешивает его злодейскую сущность и смягчает осуждение  и ожесточения. Такие мультики полезны всем - и здоровым детям, и детям, имеющим какие-либо проблемы, так как они показывают правильные модели
поведения: как дружить, как быть хорошим другом, как помогать другим, как
защищать других и много всего другого.
Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»). Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведения. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Причем подробности такого поведения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются».
В большинстве мультфильмов происходит борьба добра со злом. Но при этом герои часто применяют физическую силу, ведут себя не просто жестоко, но и убивают. Многие дети перенимают такие модели поведения, начинают вести себя жестоко. У ребёнка закладывается в сознание то, что самое главное – это быть сильным. Дети перестают понимать, что есть другие способы борьбы со злом. Очень важно, чтобы положительные персонажи демонстрировали конструктивные способы разрешения конфликтов, давали детям пример толерантности и уважения к другому.
В большинстве современных сериалов («Винкс», «Тачки» и др.) в центре внимания оказываются внешние события, в то время как главные герои не совершают для себя особых открытий, не приобретают что-то новое в моральном плане, не меняют свое отношение к другим персонажам. В отличие от этого, во многих классических короткометражках за всего 8-10 минут может быть рассказана история глубокого преображения героя («Варежка», «Умка» и многие другие). Для того, чтобы герой мультфильма стал объектом для идентификации, мотивы его поведения должны быть ясны и понятны для ребенка.
Во многих современных фильмах действия героев непредсказуемы и  не  понятны. Зачастую это связано с тем, что сам герой и его история адресованы подросткам или взрослым людям, и логика его рассуждений и совершаемых действий оказываются неясным для дошкольников. Простой вопрос «а почему он (она) так сделал(а)?» по отношению к героям современных мультфильмов ставит большинство детей в довольно сложную позицию, а то и в тупик. «Почему феи,Человек-паук, Бен -Тен  и многие другие борются с монстрами», дети часто отвечают «не знаю» или «потому что они злые». Это дает ключ к пониманию того, что за набором действий и обилием спецэффектов суть и содержание самого поступка (если он вообще есть) остается за пределами переживания и осознания ребенка.
В некоторых современных мультфильмах (Человек-паук, Бен - Тен, Винкс и др.) происходит быстрая смена эпизодов, из-за этого ребенок не запоминает сюжет и не может пересказать содержание. Такие мультфильмы, как правило, не информативны для ребенка и не рекомендуется для просмотра.
Многие современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих из них: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «дебил», «кретин», «полный отпад». Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко» и др. Но кроме этого, в современной анимации часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шрек»). Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой. Именно она может лечь в основу культуры речи детей.  Такие выражения и поведение персонажей мультфильмов запоминается ребенком со скоростью света и дети сами начинают копировать их.
Учитывая выше сказанное, просмотр мультфильмов должен быть составной частью системы нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Необходимо понимать, что при выборе детской телепередачи или мультфильма взрослым надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Усаживая ребенка перед телевизором, мы передаем воспитание кому-то другому. А ведь в детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни. Поэтому мультипликационные фильмы и передачи нужно по возможности смотреть вместе с детьми, наблюдая за их реакцией, чтобы иметь возможность комментировать содержание, обращая внимание на позитивные и негативные его стороны, помогая провести черту между добром и злом. Работа по просмотру дошкольниками мультфильмов должна сопровождаться актуализацией собственной активности ребенка в различных видах деятельности, направляемой взрослыми. Речь идет об организации после просмотра мультфильмов обсуждения их содержания, тематического рисования, игр-драматизаций, в которых отражались бы основные нравственные моменты поведения главных героев мультфильма. Запрещать ребенку смотреть мультфильмы не надо, важно только знать о чем мультфильм. Выбирать для просмотра  необходимо такие мультфильмы, которые сеют разумное, вечное, доброе, учат справедливости и умению сочувствовать другим и не давать ребенку смотреть мультфильмы, в котором герои проявляют жестокое отношение, агрессию, неуважение друг к другу. Важно помнить, что без вмешательства взрослых в «мультипликационный» рацион детей мультфильмы могут стать воспитателями со знаком минус. Потому что, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается.
Педагог-психолог ГБОУ Школа №1944 Кирина Ирина Ивановна
 
 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий