Негативное влияние Современных СМИ на
развитие детей очевидны для специалистов.
Современное искусство
изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые
установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются
ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения,
что приводит к гипервозбудимости детей.
В западных мультфильмах
происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда
герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии
и способствует выработке соответствующих моделей поведения.
Дети повторяют то, что
видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом,
отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не
порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.
Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель
может стать предметом подражания для миллионов.
Убивая, в компьютерных
играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные
нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств:
убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли,
сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо
них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной
вседозволенности.
Агрессия в мультфильмах
сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся
в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается
убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для
того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся
представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже
сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие,
новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть,
и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают,
почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их
им показывать.
Часто персонажи западных
мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том,
что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы
имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие
эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые,
безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои
ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом:
невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять
бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки», как в передаче «Улица
Сезам»
Атмосфера видеорынка пронизана
убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми
никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах
телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным
опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное –
реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение,
приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических
расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у
детей.
Главная опасность
телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что
достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что
продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое
оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной
длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм
начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит
способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и
развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
Поток зрительной и слуховой
информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается
пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее
воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать
умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то,
что не требует усилия. Ребенок с трудом включается на уроках, с трудом
воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не идет
развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.
Компьютер и телевизор
отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций
и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через
окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у
телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается
человеку только в детстве.
Далее, хотим вам предложить для внимания
рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению
психосоматического здоровья детей.
·
Детям до трех лет
телевизор смотреть не следует. А если ребенок перенес перинатальную
энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него
черепно-мозговая травма, менингит, если у него повышенная возбудимость, плохой
сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет.
·
Здоровые дети 3-4
лет проводить у телевизора могут 15 мин., 5-6летние дети 30 мин., младшие
школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
·
Виртуальные
образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому,
что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов,
происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому
необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые
хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение
нервной системы.
·
До 7 лет у
детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после
12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность.
Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером.
Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.
·
Учитывайте
факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при
работе ребенка с компьютером:
·
повышенная
утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы;
·
расстройство сна,
нарушение памяти и внимания;
·
рост аллергических реакций организма;
·
изменение в
костно-мышечной системе;
·
специфические
боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой;
·
развитие
близорукости.
На сегодняшний день, только мы с вами,
дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той
деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить
наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир.
Комментариев нет:
Отправить комментарий